Персонал. Внутреннее обучение.

Помощь при разработке системы менеджмента качества, документированных процедур. Руководящие документы, требования
Аватара пользователя

moldovan

Персонал. Внутреннее обучение.

Непрочитанное сообщение moldovan »

Добрый день,
Коллеги

Столкнулся с проблемкой, после очередной переаккредитации (испытательная лаборатория), не могу устранить одно из несоответствии.
Несоответствие - протокол оценки знаний не включает информацию и критерии в соответствии с которыми сделаны выводы о результативности обучения. ИЛ не представила доказательств регистрации оценки результативности проводимого обучения персонала.
Мой протокол оценки включает в себя устное обучение по плановым или внеплановым темам, по методикам испытания, по политикам центра аккредитации и т.д.
В моем протоколе оценка результативности: плохо / нормально / хорошо.
Теперь ломаю голову, как разработать бланк внутреннего обучения персонала, чтоб в нем были доказательства регистрации оценки результативности (тесты отпадают). Коллеги может кто-то поделиться своим примером.

С уважением,
Вячеслав

Теги:
Аватара пользователя

texadmin
Администратор
Сообщения: 4197
Зарегистрирован: 7 лет 3 месяца
Поблагодарили: 573 раза
Пол:

Персонал. Внутреннее обучение.

Непрочитанное сообщение texadmin »

А чем Вас тесты не устраивают, лень писать?
Аватара пользователя

moldovan

Персонал. Внутреннее обучение.

Непрочитанное сообщение moldovan »

Нет тесты мне не лень писать, я использую тесты для внутренней аттестации специалистов (один раз в 3 года), там тест общего плана по всем разделам ИСО 17025.
А по ежегодному плану 2 раза в год внутреннее обучения персонала по выборочным разделам журнала качества, внутренних процедур, процедур органа по аккредитации, ILAC-ов, ЕА, гидов, новых европейских стандартов (методики испытания) а также методик испытания на которые мы аккредитованы. Если проанализировать данную ситуацию, понятно, что тесты в данном случае не уместны. Также после выявления несоответствий при внутреннем аудите или аудите со стороны органа по аккредитации, коректирующим действием, так же является дополнительное внутреннее обучения персонала или самообучения ответственного за систему качества. Как-то вот так.
Все таки интересно было бы услышать мнение как люди выходят с данного положения (... регистрация оценки результативности ...) один момент, учитывая, то что обучение проходит устно и соответственно оценка результативности обучения (плохо / нормально / хорошо) проходит на основании устного ответа, собеседования.
Аватара пользователя

texadmin
Администратор
Сообщения: 4197
Зарегистрирован: 7 лет 3 месяца
Поблагодарили: 573 раза
Пол:

Персонал. Внутреннее обучение.

Непрочитанное сообщение texadmin »

Судя по Вашей организации процесса всё довольно неплохо. Я не совсем понял суть вашего вопроса, что у Вас за обучение. Бывает ведь повышение квалификации, инструктаж, стажёрство, доп. образование, аттестация, оформление допусков, переподготовка и.т.д. Если этого мало, могу своё мнение написать, напишите пункт критериев, попробую немного копнуть. В последнее время что то мало кто информацией делится, видимо времена суровые.
Аватара пользователя

moldovan

Персонал. Внутреннее обучение.

Непрочитанное сообщение moldovan »

Спасибо за стандарт, я на днях с ним поработаю, может и придет умная мысль.

Честно говоря, я не очень согласен с данным несоответствием, но у нас с органом по аккредитации не поспоришь ...

Вот, что нам говорит ИСО 17025:2017 по поводу персонала:

6.2 Персонал
6.2.1 Весь персонал лаборатории, как собственный, так и заимствованный, который мог бы влиять на выполнение лабораторных работ, должен действовать беспристрастно, быть компетентным и выполнять работы в соответствии с требованиями системы менеджмента лаборатории.
6.2.2 Лаборатория должна документировать требования к компетентности для каждой функции, влияющей на результаты лабораторных работ, включая требования к образованию, квалификации, подготовке, техническим знаниям, навыкам, опыту.
6.2.3 Лаборатория должна гарантировать, что персонал обладает компетентностью для выполнения лабораторных работ, за которые он несет ответственность, и оценки значимости отклонений.
6.2.4 Руководство лаборатории должно довести до сведения персонала его должностные обязанности, ответственность и полномочия.
6.2.5 Лаборатория должна иметь процедуру(ы) и сохранять записи для:
a) определения требований к компетентности;
b) подбора персонала;
c) подготовки персонала;
d) контроля персонала;
e) полномочий персонала;
f) мониторинга компетентности персонала.
6.2.6 Лаборатория должна наделять персонал полномочиями для выполнения конкретных видов лабораторных работ, включая следующие, но не ограничиваясь ими:
a) разработка, изменение, подтверждение соответствия (верификация) и подтверждение пригодности (валидация) методов;
b) анализ результатов, включая заявления о соответствии или мнения и интерпретации;
c) отчет, анализ и утверждение результатов.

Вот, что нам говорит ИСО 17025:2006 по поводу персонала:

5.2 Персонал
5.2.1 Руководство лаборатории должно гарантировать компетентность всех, кто работает со специальным оборудованием, проводит испытания и/или калибровки, оценивает результаты и подписывает протоколы испытаний и сертификаты о калибровке. За стажерами должен быть обеспечен соответствующий надзор. Специфические задачи следует поручать персоналу с учетом соответствующего образования, подготовки, опыта и/или проявляемого мастерства.
Примечание 1 — В некоторых технических областях (например, в области неразрушающего контроля) может потребоваться, чтобы сотрудники, выполняющие некоторые задания, прошли сертификацию. Лаборатория несет ответственность за выполнение установленных требований к сертификации персонала. Требования к сертификации персонала могут быть регламентированы, введены в стандарты для конкретной технической области или предъявлены заказчиком.
Примечание 2 — Персонал, ответственный за содержание протоколов испытаний, помимо соответствующей квалификации, подготовки, опыта и удовлетворительных знаний по проводимым испытаниям, должен также обладать:
- необходимым знанием технологии производства объектов испытаний, материалов, продукции или того, как они применяются или должны применяться, а также дефектов или возможных ухудшений качества при использовании или обслуживании;
- знанием основных требований, содержащихся в законодательстве и стандартах;
- пониманием значимости обнаруженных отклонений по сравнению с нормальным использованием соответствующих изделий, материалов, продукции и др.
5.2.2 Руководство лаборатории должно сформулировать цели образования, подготовки и формирования навыков персонала лаборатории. Лаборатория должна иметь политику и процедуры выявления потребностей в подготовке и осуществления подготовки персонала. Программа подготовки должна соответствовать имеющимся и предстоящим задачам лаборатории. Результативность проводимого обучения персонала должна быть оценена.
5.2.3 Лаборатория должна использовать персонал, нанятый ею или приглашенный по контракту. Если используется персонал, приглашенный по контракту или оказывающий дополнительную техническую или профессиональную помощь, лаборатория должна удостовериться, что он компетентен, работает под контролем и в соответствии с системой менеджмента лаборатории.
5.2.4 Лаборатория должна иметь описания текущих проводимых работ для руководящего, технического и вспомогательного персонала, участвующего в проведении испытаний и калибровки.
Примечание — Описание работ может быть проведено различными способами. Как минимум, следует определить следующее:
- обязанности по проведению испытаний и/или калибровки;
- обязанности по планированию испытаний и/или калибровки и оценке результатов;
- обязанности по формулированию мнений и толкований;
- обязанности по модификации и разработке методов, а также по оценке пригодности новых методов;
- требуемые специальные знания и опыт;
- квалификацию и программы подготовки;
- функции руководства.
5.2.5 Руководство должно уполномочить специально подобранный персонал для проведения конкретных работ по отбору проб (образцов), испытаниям и/или калибровке, для оформления протоколов испытаний и выдачи сертификатов о калибровке, подготовки мнений и толкований и эксплуатации конкретного оборудования. Лаборатория должна вести записи о полномочиях, компетенции, профессиональном и образовательном уровне, обучении, мастерстве и опыте всего технического персонала,включая специалистов, работающих по контракту. Эта информация должна быть всегда доступна и содержать дату подтверждения полномочий.


Теперь рассмотрим мою ситуацию:
- мы проходим (один раз в 5 лет) внешнюю подготовку персонала при Министерстве Экономики и Инфраструктур (у нас сейчас строительная отрасль относится к данному министерству), в переводе на русский называется "Технико-профессиональный аттестат" (он вдается на заявленные виды испытаний), без данного документа мы не имеем права допускать персонал который выполняет испытания к работе;
- мы проводим (один раз в 3 года) внутреннюю аттестацию персонала на основании тестов по стандарту ИСО 17025, а так-же оценивается отношения специалиста к работе, его компетентности (эти факторы оцениваются на основании наблюдений со стороны руководства), по данной аттестации вопросов нету все результаты оцениваютса и документируются;
- в начале года составляется план внутреннего обучения на основании анализа проведенных аудитов, анализа со стороны руководства, текущих или предстоящих задач лаборатории и конечно же внедрения европейских стандартов;
- на основании этого плана проводятся обучения и как регистрация оценки этого обучения, до этого времени я руководствовался (SNW-анализ (акроним от англ. Strength, Neutral, Weakness) — это анализ сильных, нейтральных и слабых) есть в системе формуляр где это документировалось, но при очередной пере аккредитации выявили несоответствия "ИЛ не представила доказательств регистрации оценки результативности проводимого обучения персонала".

Бывает ведь повышение квалификации, инструктаж, стажёрство, доп. образование, аттестация, оформление допусков, и т.д. - в моей ситуации это раздел 5.2.2 (старой редакции ИСО 17025) "5.2.2 Руководство лаборатории должно сформулировать цели образования, подготовки и формирования навыков персонала лаборатории. Лаборатория должна иметь политику и процедуры выявления потребностей в подготовке и осуществления подготовки персонала. Программа подготовки должна соответствовать имеющимся и предстоящим задачам лаборатории. Результативность проводимого обучения персонала должна быть оценена."
Хотя если быть скрупулезным и читать дословно нигде не сказано, что результативность обучения должна регистрироваться, там сказано, что она должна быть оценена (что я и делал, более того регистрировал плохо /нормально / хорошо), но увы нашему органу по аккредитации этого мало ...

Я прошу прошения, могу иногда выражаться не привычными для вас терминами, у меня вся система качества на родном языке.

Плохо, что коллеги не проявляют желания делиться опытом, особенно с переходом на новую версию 17025 я думаю у большинства появятся уйма вопросов.
Аватара пользователя

texadmin
Администратор
Сообщения: 4197
Зарегистрирован: 7 лет 3 месяца
Поблагодарили: 573 раза
Пол:

Персонал. Внутреннее обучение.

Непрочитанное сообщение texadmin »

Сформулировать цели образования здесь если для бумажки то целей можно много придумать, повышение качества..., подготовка новых кадров, повышение квалификации,
Лаборатория должна иметь политику и процедуры выявления потребностей в подготовке и осуществления подготовки персонала. Это анализ наиболее вероятных ошибок (корректирующие действия), стратегия развития лаборатории, потребность в замещении,(вдруг кто в отпуске), принятие новых нормативных документов, требований, освоение нового оборудования, методов.
Программа подготовки должна соответствовать имеющимся и предстоящим задачам лаборатории. Результативность проводимого обучения персонала должна быть оценена." пока склоняюсь что должна быть задача, например освоение нового метода, или проверка знаний, и.т.п. должна быть программа - самостоятельное обучение x часа, с экспертом x часов, практика x часов. Результат - успешно выполненное задание практика, или теория.
Я подумаю, и вероятно подробно до понедельника опишу. Попробуйте посмотреть для общего развития критерий оценки образования для ВУЗОВ.

Отправлено спустя 8 минут:
Придумать много можно, я ни как в толк не возьму почему переподготовки, повышение квалификации, и допуска не хватает. Пусть в Открытом образовании курсы метрологов пройдут
Аватара пользователя

moldovan

Персонал. Внутреннее обучение.

Непрочитанное сообщение moldovan »

Открытое образование, это сила
Лично мне бы хватило внешней и внутренней аттестации, да и для ИСО 17025 тоже достаточно было бы, но нашему органу по аккредитации мало. Стандарт говорит, что нужно обучения, план обучения, а затем процедура оценки обучения. Вот и в свое время пришлось разработать план внутреннего обучения на каждый год, он потянул за собой протокол обучения включающий оценку обучения. Последние издание этих документов (план обучения, протокол обучения) были в 2010 году и по сегодня все было нормально, но наш орган по аккредитации вошел в ЕА и теперь начинаются
Насчет целей, задач у меня нету вопросов, политика и процедура разработана (только что еще раз перечитал процедуру, все достаточно подробно описано), замещение описано в должностных инструкциях и т.д.
... пока склоняюсь что должна быть задача, например освоение нового метода, или проверка знаний, и.т.п. должна быть программа - самостоятельное обучение x часа, с экспертом x часов, практика x часов. Результат - успешно выполненное задание практика, или теория ... да мой бланк "протокол проверки обучения" включает в себя: номер протокола, тема (задача) обучения, дата обучения, лектор (преподаватель), ссылка каким образом проверялись практические знания (при внутреннем аудите или проверка по записям), преподаватель, подпись, дата и основная таблица:
- порядковый номер;
- ФИО обучаемого персонала;
- каким образом проходила проверка обучения персонала (устно, письменно или практически) по факту я провожу устно и практически это при внутреннем аудите я проверяю персонал по методам испытания;
- результат (SNW);
- подпись персонала которого оценивают;
- замечания по оценки результативности обучения (если оно есть).
После очередной пере аккредитации я должен переделать "протокол проверки обучения" с учетом регистрации оценки результативности проводимого обучения ... результат - успешно выполненное задание практика, или теория ... вот как отразить результат обучения или самообучения теории? только чтоб мемуары не строчить и так бюракратии полно
Аватара пользователя

texadmin
Администратор
Сообщения: 4197
Зарегистрирован: 7 лет 3 месяца
Поблагодарили: 573 раза
Пол:

Персонал. Внутреннее обучение.

Непрочитанное сообщение texadmin »

Если честно я вообще не понимаю к чему придрались. Вы же не учебный центр. Это там должны быть помещения, план обучения, специальные люди. В рамках лаборатории по закону мало чему можно обучить только практика и стаж.
Я про ВУЗы вспоминал, там критерий, количество часов, количество успешно сданных тестов с 80% правильных ответов. Я совершенно не понимаю как можно доказать что человек обучился если Ваши варианты не проходят.
Аватара пользователя

moldovan

Персонал. Внутреннее обучение.

Непрочитанное сообщение moldovan »

То что придрались, это само собой понятно, я даже не удивлен (это из той серии, когда хочешь справедливость и доказываешь ее, то ты становишься врагом народа), но к сожалению они даже обсуждать ничего не хотят. Есть один вариант, если я не согласен с их несоответствием, то я должен официально написать письмо, они создадут комиссию и имеют права пригласить специалиста с Европы (а ты обязан оплатить его приезд и командировочные, это может примерно встать в 1500 евро) так что приходиться глотать и сочинять все новые и новые формуляры и т.д.
Спасибо за советы, буду думать, скорей всего на какие-то элементы (17025 / политики органа аккредитации / ЕН, ИЛАК, ГИДЫ / свой журнал качества) сделаю тесты, а остальные элементы которые не покрывают тесты оставлю как устная оценка результативности обучения (хорошо/нормально/плохо).
Аватара пользователя

texadmin
Администратор
Сообщения: 4197
Зарегистрирован: 7 лет 3 месяца
Поблагодарили: 573 раза
Пол:

Персонал. Внутреннее обучение.

Непрочитанное сообщение texadmin »

С Вами абсолютно согласен, в колхозы таких бюрократов. Если хотите можете матом. Вот какой у них критерий оценки Вашего критерия?

Прикреплю к теме обучение
ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА И РАЗРЕШЕНИЕ НА РАБОТУ
Персонал, выполняющий особые задачи (например, разработку методов исследования, калибровку оборудования, подготовку микробиологической среды/химическую подготовку, составление отчетов о результатах, выдачу заключений) должен квалифицироваться на базе соответствующего образования, обучения и/или проявленных навыков.
Руководство должно определить свои стандарты относительно образования, обучения и навыков персонала лаборатории. Руководство также должно иметь процедуры для того, чтобы опреде-лять необходимость обучения персонала (например, ежегодные проверки) и иметь необходимые ресурсы для того, чтобы обеспечить это обучение.
Политика и процедуры лаборатории, касающиеся обучения персонала, должны быть подобраны так, чтобы обеспечить то, чтобы персонал мог выполнять свою работу в соответствии с необходимым стандартом. Персонал должен также знать меру и ограничения своей ответственности, а также должен выполнять только те задачи/обязанности, выполнению которых он обучался и имеет право выполнять.
Обучение должно проходить в форме обучения внутри лаборатории, а также, если необходимо, в форме обучения за пределами лаборатории.

Обучение за пределами лаборатории
Персонал должен проходить обучение за пределами лаборатории, когда/где это считается необходимым. Примерами могут служить: дневные курсы с отрывом от производства; краткосрочные курсы обучения; семинары; симпозиумы; технические совещания.
Курсы/обучение за пределами лаборатории являются необязательными, но они должны исполь-зоваться, если лаборатория хочет проводить исследования организмов/аналитов, предыдущего опыта работы с которыми она не имеет, или хочет использовать метод, который требует исполь-зования технических приемов, которые ей не знакомы.
Совещания и семинары за пределами лаборатории также являются очень полезным способом предоставить персоналу возможность ознакомиться с новейшими современными разработками в области методологии, лучшими лабораторными практиками и системами качества лабораторий.

Обучение внутри лаборатории
Процедуры лаборатории, касающиеся внутреннего обучения, должны документально подтвер-ждать следующее:
(1) Уровни компетенции персонала:
например, «НАБЛЮДАЕМЫЙ» (персонал, который проходит обучение, который не способен работать самостоятельно).
«НЕНАБЛЮДАЕМЫЙ» (обученный персонал, который обладает компетенцией и правом ра-ботать самостоятельно).
(2) Определение персонала, имеющего право «учить» другой персонал:
например, старшие члены лаборатории и/или прошедшие обучение/опытные члены персо-нала.
(3) Типичная форма процедуры «внутреннего» обучения:
Процедура, с помощью которой обучается персонал, должна быть оформлена в письменном ви-де.
Например:
Ознакомление: с инструкциями по эксплуатации оборудования или процедурами исследования и т.п.
Демонстрация: функций оборудования или процедуры или техники исследования.
Наблюдение: за обучаемым со стороны опытного члена персонала (т.е. работа «под наблюдени-ем»).
Соответствие: предыдущего опыта, знаний и т.п.
Компетенция: способность использовать оборудование или выполнять процедуру или техниче-ские приемы исследования и т.п., чтобы получать приемлемые результаты.
(4) Критерии оценки компетенции персонала
Персонал лаборатории должен демонстрировать компетенцию персонала и лаборатории в целом в области правильного проведения исследований и вспомогательных операций, а также получе-ния приемлемых результатов. Общие критерии, должны быть документально оформлены, чтобы отражать то, как лаборатория оценивает компетенцию (т.е. что подразумевается под «способностью выдавать приемлемые результаты?»).
Например:
Методы исследования - с помощью повторных анализов, сравнительных об-разцов, контрольных ампул, межлабораторных срав-нений. Предоставляет допустимые отклоне-ния/критерии для заключений о компетенции.
Например:
Подготовка микробиологической среды - способность правильно подготовить и простерилизовать микробиологическую среду, а также проверить конечный водородный показатель, объем (если воз-можно), стерильность, способность поддерживать развитие эталонных организмов и давать ожидаемые морфологии/реакции колоний.
Например:
Калибровка оборудования - способность правильно выполнять калибровку, полу-чать и применять необходимые факторы коррекции (если необходимо), а также оценивать результаты, сравнивая их с заранее определенными критерия-ми/спецификациями.

После завершения обучения старшее руководство лаборатории должно давать члену персонала разрешение/одобрение на выполнение конкретных обязанностей/ деятельности, о которых идет речь (например, подписать протокол обучения — смотри примечания ниже).

ПРОТОКОЛЫ ОБУЧЕНИЯ
Протоколы должны вестись для всего персонала и быть легко доступны для его членов для ссылок. Протоколы обучения должны включать следующее:
• Дату и названия инструкций, процедур и т.п., прочитанных обучаемому.
• Дату начала обучения и Ф.И.О. обучающего.
• Дату завершения обучения и оценку обучающего (сделайте перекрестные ссылки или включите доказательство, чтобы продемонстрировать компетенцию сотрудника).
• обучаемого/его роспись о прохождении обучения.
• Разрешение работать без наблюдения со стороны старшего персонала, если такое имело место (например, если обучение проводилось опытным, но младшим членом персонала).
• Разрешение/одобрение старшего руководства выполнять задачи/обязанности.
• Повторные оценки — даты, кем и перекрестная ссылка, чтобы доказать непрерывную компетенцию (или пройти повторное обучение, если необходимо).
Протоколы должны доступны для всего персонала, а также должен вестись список компетентно-го, обученного персонала, имеющего разрешение использовать оборудование, проводить исследования и т.п.

ПРОВЕРКА КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА
Там, где это касается исследований, лаборатория должна принимать участие во внешних схемах межлабораторных проверок, а также иметь внутреннюю действующую мониторинговую программу (для уточнения деталей смотрите примечания по ходу, посвященные Специальным требованиям химии/мукомольной промышленности и микробиологии).
Аватара пользователя

moldovan

Персонал. Внутреннее обучение.

Непрочитанное сообщение moldovan »

• Дату завершения обучения и оценку обучающего (сделайте перекрестные ссылки или включите доказательство, чтобы продемонстрировать компетенцию сотрудника).
Написано очень таки просто, а вот осуществить это оказывается далеко не просто, хотя раньше достаточно было анализа результатов обучения (SNW). Здесь уже непосредственно играет роль взаимоотношения между начальником лаборатории / ответственного за систему качества и главным оценщиком органа по аккредитации.
Аватара пользователя

Дневной бродяга

Персонал. Внутреннее обучение.

Непрочитанное сообщение Дневной бродяга »

moldovan писал(а): 22 мар 2018 09:40 Добрый день,
Коллеги

Столкнулся с проблемкой, после очередной переаккредитации (испытательная лаборатория), не могу устранить одно из несоответствии.
Несоответствие - протокол оценки знаний не включает информацию и критерии в соответствии с которыми сделаны выводы о результативности обучения. ИЛ не представила доказательств регистрации оценки результативности проводимого обучения персонала.
Мой протокол оценки включает в себя устное обучение по плановым или внеплановым темам, по методикам испытания, по политикам центра аккредитации и т.д.
В моем протоколе оценка результативности: плохо / нормально / хорошо.
Теперь ломаю голову, как разработать бланк внутреннего обучения персонала, чтоб в нем были доказательства регистрации оценки результативности (тесты отпадают). Коллеги может кто-то поделиться своим примером.

С уважением,
Вячеслав
Несоответствие имеет идентификацию? Имею ввиду оно отражено в акте выездной или в протоколе выездной? И несоответствие какому пункту какого закона? Спасибо.

Отправлено спустя 3 минуты:
Ведь по новым требованиям - эксперт должен обоснованно доказать, то что не доказали Вы, сославшись на закон.
Аватара пользователя

texadmin
Администратор
Сообщения: 4197
Зарегистрирован: 7 лет 3 месяца
Поблагодарили: 573 раза
Пол:

Персонал. Внутреннее обучение.

Непрочитанное сообщение texadmin »

moldovan писал(а): 27 мар 2018 20:52 То что придрались, это само собой понятно, я даже не удивлен (это из той серии, когда хочешь справедливость и доказываешь ее, то ты становишься врагом народа), но к сожалению они даже обсуждать ничего не хотят. Есть один вариант, если я не согласен с их несоответствием, то я должен официально написать письмо, они создадут комиссию и имеют права пригласить специалиста с Европы (а ты обязан оплатить его приезд и командировочные, это может примерно встать в 1500 евро) так что приходиться глотать и сочинять все новые и новые формуляры и т.д.
У Респу́блика Молдова - видимо бюрократы с перчинкой.
Изображение

Вернуться в «Система менеджмента качества»